Театральные зарисовки от Оксаны Дягилевой-Каменской: Мой театральный сезон 2014-1015 года в МХТ имени А.П.Чехова закончился в «Зойкиной квартире».
Рейтинг: 13 пользователей оценили эту статью Средняя оценка: 5.0
Отправлена: ser, в 20/07/2015, в категорию "Музыка, опера и балет"
эта статья была просмотрена 26100 раз
Краткое содержание:

 

 

Театральные зарисовки от Оксаны Дягилевой-Каменской: Мой театральный сезон 2014-1015 года в МХТ имени А.П.Чехова закончился в «Зойкиной квартире»

 

     Хочется рассказать о спектаклях одного из моих любимых театров Москвы – Московском художественном театре имени Антона Павловича Чехова. Рассказать обо всех спектаклях, которые я там смотрела, в небольшой статье не представляется возможным, поскольку посмотрела я в этом театре почти все. Поэтому я решила ограничиться одним театральным сезоном.

   Несколько слов об истории любимого театра. Расскажу очень кратенько.

    Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане "Славянский базар" 19 июня 1897 года. Здание для театра в Камергерском переулке было радикально перестроено для Московского Художественного театра по проекту Федора Шехтеля, на средства Саввы Морозова.

     В 1970 году Олег Ефремов возглавил МХАТ. Он приглашает в труппу известных артистов, таких как  Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский,  Андрей Мягков, Станислав Любшин,  Олег Табаков. Ставят свои спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин.

     В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра. В 1987 году в результате творческого конфликта  труппа распалась на два московским театра, исторически связанных друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным  руководителем остался Олег Ефремов).

    С 2000 года и по сей день художественным  руководителем театра  является Олег Табаков.

   В сезоне 2014-1015 я посмотрела 11 спектаклей: Вишневый сад, Дворянское гнездо, Господа Головлевы, Идеальный муж, Номер тринадцать, Свидетель обвинения, Год, когда я не родился (Табакерка), Похождение (Табакерка), Чайка (Табакерка), Юбилей ювелира, Зойкина квартира.

 Начну по порядочку и кратенько о каждом….

    «Вишневый сад». В который раз смотрю эту пьесу даже и не скажу, я посмотрела ее, наверное, во всех московских театрах. Надо сказать, что Вишневый сад это одна из моих любимых пьес Чехова.

    В роли Раневской – Рената Литвинова, хороша…. Мне показалось, что роль очень ей подходит. Кончено она играет однопланово везде, но в этой пьесе она органична. Женственна и чудновата, как всегда, и это ей очень идет. Вообще она очень своеобразная актриса, голос у нее специфический, мимика, позы и жесты.... ими она говорит нам даже больше чем словами! Все это идет и Ренате и ее героине Раневской. Большой интерес наблюдать за ней, за ее выражением лица, я сидела совсем близко к сцене, поэтому видела все отчетливо.

В роли Лопахина – Смоляков Андрей,  Фирс – Чиндяйкин. Состав артистов, конечно, хороший, но в сравнении с постановкой театра «Современник», по моему мнению, эта постановка явно проигрывает. Но, в общем, впечатление положительное. Советую смотреть.

    «Дворянское гнездо». Классическая постановка с красивыми костюмами и декорациями. Понравилась задумка режиссера Марины Брусникиной, здесь герои рассказывают сами о себе в третьем лице, спектакль получился интересным. Захотелось перечитать книгу. Тургеневскую девушку Лизу Калитину играет Яна Гладких – прекрасная юная актриса, а Федора Ивановича Лаврецкого - Дмитрий Дюжев. Дюжев прекрасно справляется с драматической ролью.  В спектакле звучит живая музыка, романсы – это украшает, придает какую- то сентиментальность постановке. Все с легким оттенком старины, как будто попадаешь в ту эпоху. Совершенно замечательный спектакль!

 

    «Господа Головлевы». Спектакль дефицитный, идет редко, постановка Кирилла Серебрянникова,  Евгений Миронов в роли страшного человека Иудушки Головлева. Это я к тому, что билет брала сильно заранее. К спектаклю готовилась. Перед просмотром прочитала книгу Салтыкова-Щедрина, причём книга далась легко. Прочитала достаточно быстро и с большим удовольствием. Хотя несколько лет назад пробовала читать ее и не пошло. Вообще прихожу к выводу, что лучше прямо перед спектаклем произведение не прочитывать, поскольку еще очень свежо свое представление героев. А свое представление почти ни когда не совпадает с представлением режиссера. Господа Головлевы – произведение крайне мрачное, и очень не простое. Затронуты очень серьезные темы о бытие человека, о смысле жизни. Показаны темные стороны человеческого характера. И все это на примере одной семьи.  Спектакль тоже получился мрачный и такой демонический. Атмосфера медленного и последовательного разложения передается жуткими декорациями и звуками. Заунывные вопли, мычание, стоны. Все это отображает распад Головлевского семейства. Рекомендовать к просмотру могу тем, кто любит серьезные постановки, и любит думать.

   

 

«Идеальный муж». Это самая скандальная постановка прошлого сезона, но вероятно и этого тоже. Это спектакль, вокруг которого много шума, о нем много говорят. Постановка известного театрального режиссера Константина Богомолова. Для меня его постановка – это потрясение! Спектакль завораживает, в нем много смыслов, пародийности, много смешного, переплетенного с серьезным. К нему  даже нельзя применять такие критерии как "понравился спектакль или нет". Это просто остаётся в голове, в памяти, этот «треш» въедается прямо в мозг. Моментами смотреть спектакль забавно, моментами противно. Это гениальная вещь, по моему мнению. Там переплетено классическое с современным. Поразительно.  Монологи из "Трех сестер" - точнейшее попадание. Не сразу и поймешь даже, что это из пьесы Чехова, хотя текст то классический, один в один. Чехов, наверное, был бы доволен! Режиссер показывает современное общество со всеми его изъянам. Вызывает у зрителя  смех сквозь слезы, от осознания всей трагичности состояния нашего общества. Спектакль яркий, нестандартный, со сногсшибательной актерской игрой, просто невероятная  игра Игоря Миркурбанова. Кравченко тоже играет замечательно и жена режиссера Дарья Мороз тоже очень хороша. Сила спектакля Богомолова – это свобода!!! От сцены невозможно оторвать взгляд!

    После этого спектакля я безусловная поклонница Константина Богомолова.

«№ 13 D». Это легкая, комедийная постановка  Владимира Машкова по пьесе известного театрального драматурга Рейя Куни.

Обновленная версия. Спектакль-праздник и фейерверк, козырной туз МХТ — так называют «№13» сейчас. Как всегда в МХТ прекрасный актерский состав: Игорь Верник, Станислав Дружников, Ирина Пегова, Паулина Андреева, Андрей Бурковский. Спектакль очень слаженный, сыгранный. Смотреть его легко. Это просто отдых и улыбка. Поднимает настроение на несколько дней!

«Свидетель обвинения». Спектакль-детектив по пьесе Агаты Кристи. В главных ролях Рената Литвинова и Сергей Чонишвили. Чонишвили один из моих любимых театральных актеров, как и Рената, поэтому посмотреть на них всегда одно удовольствие. Но какого-то глубокого впечатления на меня это действие не произвело. Постановка на  троечку, и если бы не звездный состав, зал был бы пустой. Мой совет, не тратить свое время на этот спектакль.

«Год,  когда я не родился». Де-юре это постановка «Табакерки», де-факто спектакль на большой сцене Художественного театра. Постановка Константина Богомолова, с его необычными и узнаваемыми приемами – видеокамеры, экраны телевизоров.  Состав актерский блистательный! Там и Олег Табаков, и как  во всех спектаклях Богомолова – его жена Дарья Мороз, молодой и очень перспективный актер – Александр Голубев, а также сын Табакова – Павел Табаков. Причем сын Олега Табакова  играет роль его сына.  Занята в этом спектакле характерная актриса Роза Хайрулина – видимо тоже любимица режиссера, поскольку играет почти во всех его постановках.  Основная тема – это тема «застоя», действие происходит в 1978 году, номенклатурная пошлость и преемственность этого явления сейчас. Еще затронута тема «отцов и детей» -  для меня она наиболее близкая. О том, как ведет себя подросток, у которого есть все, о его « райском сознании, которое определяет бытие». В общем, есть над чем подумать и погрустить. Мне спектакль ответов не дал, он так и оставил меня в размышлениях об отношениях с детьми, о нашем прошлом и будущем, о связи времен. И о том, что все повторяется.

Похождение.  Постановка  Миндаугаса Карбаускиса, в спектакле заняты: Олег Табаков и Сергей Безруков. Спектакль поставлен по поэме Гоголя «Мертвые души». Поскольку это классика, то решила взять с собой своего сына, которому 16 лет. Думаю так - "Пусть хоть и не прочитает, хотя бы посмотрит!" Да и актерский состав прекрасный, подумала, что может быть и полезно, и интересно для моего отрока. В общем, не ошиблась, что взяла его с собой. Спектакль ему понравился, особенно понравился Сергей Безруков, мой сын был удивлен, что он такой «прикольный» актер.  Я-то всегда знала что Безруков – гений!!! Его Чичиков - попадание в точку на 100%.

 

Чайка. Формально «Чайка» числится за Табакеркой, но идет на сцене МХТ им. Чехова.  Абсолютно классическая постановка без примеси современного  подхода, хотя конечно  от Константина Богомолова ждешь всегда чего то эдакого.  А вышло полное ощущение безысходной, чисто чеховской трагедии. В главных ролях: Марина Зудина, опять же Дарья Мороз и Роза Хайрулина, Игорь Миркурбанов, Сергей Сосновский. Состав актеров как всегда блистательный. Честно говоря, смотреть пьесу «Чайка» на сцене больше нет сил. Она столько раз ставлена-переставлена, и столько раз мной смотрена-пересмотрена. Режиссеры чего только не делали с "Чайкой", чтобы превратить в актуальную пьесу, но видимо не в этот раз или не для меня.

Юбилей ювелира. Премьерный бенефисный спектакль к 80-летию Олега Табакова. Постановка Константина Богомолова, в главных ролях Дарья Мороз, Олег Табаков. О постановке масса положительных отзывов, о том, что спектакль гениальный и Табаков сделал смелый выбор и не ошибся с ним. В зале присутствовал сам режиссер,  он выходил на сцену, на поклон, еще в зале видела Костю Хабенского – как зрителя. О чем спектакль? О смерти, о мечтах, о сбившемся и не сбыточном. Грусть, причем какая то неестественная грусть. Позиция главного героя – умирающего от рака старика, мне достаточна близка. Он споен, достойно принимает Смерть и не перестает мечтать.

Зойкина квартира. Фееричный спектакль. Поставлен по пьесе Булгакова, режиссером Кириллом Серебрянниковым. На главную роль приглашена Лика Рулла - прима мюзиклов,  это ее дебют на драматической сцене. Задействован живой оркестр - сделавший оригинальную аранжировку, где много электроники и других самых современных средств выразительности. В постановке занят: Федор Лавров, Михаил Трухин, Сергей Сосновский, Алексей Кравченко. Времена НЕПа, музыка, танцы, красивые муаровые платья. Атмосфера кабаре. Сам режиссер сказал – что это музыкальный спектакль. Думаю, что это было прекрасное закрытие этого театрального сезона в МХТ для меня. Эмоции остались положительные.

    В итоге хочется высказать несколько мыслей по поводу того, зачем мне нужен ТЕАТР.

Искусство в целом, и театр, в частности, нужны для того чтобы сделать мою жизнь ощутимее. Наша жизнь это бесконечная беготня, погоня за маленькими житейским ценностями, доставания чего-либо, дозванивания кому-то, суета. И вот за этой суетой наша жизнь проходит и ее, как бы, нет, ее не чувствуешь. Театр, или живопись, или кино, заставляет человека остановиться, и оглядеться, и почувствовать жизнь вокруг себя, и в себе.

 

Автор: Оксана Дягилева - Каменская

Фото автора


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Name:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса