Российский топливно-энергетический комплекс. Доклад зав. сектором развития ТЭК Института экономики РАН, д.э.н., профессора В.И.Волошина.
|
|
Рейтинг: 26 пользователей оценили эту статью
Отправлена: admin,
в 03/06/2011,
в категорию "Монографии, научные работы, рефераты "
эта статья была просмотрена 154453 раз
Краткое содержание:
Российский топливно-энергетический комплекс
Российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) занимает ключевое положение в стране, является системообразующей отраслью её экономики. Развитие комплекса создаёт высокий спрос на продукцию машиностроения и других сопряжённых отраслей. За счёт заказов ТЭК живёт около 70% российской промышленности. В структуре российского экспорта около 65% приходится на энергоносители. Россия обеспечивает более 30% потребностей ЕС в природном газе и около 20% в нефти. В недрах страны находится около 27% мировых доказанных запасов газа и 6% нефти.
Всё это, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что ещё долгие годы ТЭК будет оставаться важным источником благосостояния и политической силы государства, укрепления позиции России в мировом сообществе. Россия была, есть и будет в обозримом будущем важнейшим, по мировым меркам, производителем углеводородного сырья. Топливно-энергетические ресурсы еще долго будут оставаться одним из наиболее важных компонентов инвестиционной привлекательности страны. Роль ТЭК в развитии экономики страны и в мировом энергообеспечении позволяют говорить о России как об энергетической сверхдержаве. В то же время, говоря о России как об энергетической сверхдержаве, не следует ей отводить только роль донора энергоресурсов в мировую экономику.
Договор к Энергетической хартии (ДЭХ)
Ряд острых вопросов возникает в связи с ратификациёй Россией ДЭХ. Россия его подписала в декабре 1994 г., но до сих пор его не ратифицировала. Противники ратификации ДЭХ считают, что по отношению к России в ней заложен дискриминационный подход. ДЭХ не касается распространения ядерных технологий, морской транспортировки нефти и нефтепродуктов. Рассмотрим предметно главные причины, препятствующие ратификации (ДЭХ).
Основная часть вопросов, требующих согласования, относится к транзиту энергоресурсов (к статье 7ДЭХ и проекту Транзитного протокола). По ним в настоящее время Россия и ЕС ведут переговоры. Ряд проблем, связанных с транзитом энергоносителей, рассматривается в работе «Энергетический диалог ЕС - Россия», подготовленной мной в 2004 г. в рамках Российско-Европейского Центра Экономической Политики. Их можно посмотреть на сайте (www.recep.ru). В добавление и развитие темы отмечу следующее.
Противники ратификации ДЭХ истолковывают пункт 3 статьи 7 ДЭХ (транзит) как необходимость применения национального режима транспортировки к транзиту энергоресурсов. Это означает, что для транзита энергоресурсов следует применять внутренние тарифы на их транспортировку. При прокачке газа тарифы в России регулируются государством. В результате они ниже действительных затрат и составляют (в среднем) около $0,6 за 1000 куб.м на 100 км. В Европе тарифы на транспортировку газа значительно выше – около $2 за 1000 куб.м на 100 км. В случае ратификации ДЭХ у России есть два пути:
увеличить внутренние тарифы, что приведёт к росту внутренних цен на газ;
осуществлять транзит газа из Центральной Азии в Европу по низким тарифам.
Каждый из этих путей не приемлем для России. В первом случае резко растёт энергетическая компонента в стоимости продукции, увеличиваются затраты населения на приобретение газа. Во втором – Россия теряет доходы от низких тарифов, уменьшаются конкурентные позиции российского газа на мировых рынках.
Противники ратификации ДЭХ говорят о том, что нет эффективного механизма его применения. Это показал недавний газовый конфликт России и Украины. ДЭХ не допускает увязывания поставок газа какой-либо стране и транзита через неё в другие страны. В то же время Украина требовала льготных условий на поставку газа, угрожая прекращением транзита и несанкционированным отбором газа.
В свою очередь, сторонники ратификации ДЭХ, выдвигают два основных контраргумента. Во-первых, пункт 3 статьи 7ДЭХ допускает исключения из общего правила. Во-вторых, в соответствии со статьёй 4 ДЭХ положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) имеют приоритет над положениями ДЭХ. В то же время в рамках ГАТТ предоставляется возможным обосновать применение более высокого тарифа на транзит энергоносителей.
2. К основным разногласиям России и ЕС по проекту Транзитного протокола относятся:
«право первого отказа» (статья 8 Транзитного протокола);
«интеграционная поправка» (статья 20 Транзитного протокола).
Так называемое «правило первого отказа» заключается в том, что если договор о поставках - долгосрочный, а договор транзита - краткосрочный, то исторический поставщик должен иметь право первым сказать «да» или «нет» в отношении новых условий, выдвигаемых собственником транзитных систем. Еврокомиссия в применении этого принципа видит нарушение антимонопольного законодательства ЕС. По мнению ЕС «право первого отказа» приходит в противоречие с либерализацией газового сектора, который осуществляется сейчас в Евросоюзе. Этот принцип создаёт условия для дискриминации при допуске к системам транспортировки энергии.
Россия же выступает за то, чтоб отношения её с ЕС основывались на этом принципе. Если он не будет реализован, то в перспективе «Газпром» может потерять доступ к газотранспортным мощностям для транзита российского газа, например, через территорию Украины вследствие ее отказа в продлении контрактов на транзит. В ДЭХ предусматривается равный доступ к транзитным мощностям как старых, так и новых поставщиков, что может привести к потере части транзитных мощностей для российских экспортеров. В случае конфликта между надёжностью поставок и правилами свободного рынка приоритет необходимо отдать надёжности поставок.
Смысл «интеграционной поправки» заключается в том, что для целей транзита территория стран ЕС рассматривается в качестве единой территории, т.е. понятие «транзит» при поставках, например из России во Францию, заканчивается на внешней границе ЕС.
Некоторые российские эксперты считают, что «интеграционная поправка» ЕС преследует цель дискриминировать российские газовые поставки. В этом случае транспортировка российского газа по территории Евросоюза будет регулироваться законодательством ЕС, в формировании которого Россия не участвует. Все вопросы транзита газа в ЕС через Россию должны решаться в рамках Транзитного протокола. В то же время при транспортировке российского газа в какую-либо из стран ЕС по территории одной или нескольких стран Евросоюза придётся руководствоваться только внутренним законодательством ЕС.
3.Ключевой вопрос - разработка механизма долгосрочного финансирования российской газовой промышленности. Он связан с долгосрочной политикой регулирования в ЕС рынков природного газа. Разрушение системы долгосрочных контрактов, которые являются основой финансирования капиталоёмких проектов по добыче и транспортировке газа, приведёт к возникновению финансовых трудностей у Газпрома. Это связано с тем, что либерализация газового рынка предполагает постепенный отказ от долгосрочных контрактов, переход к краткосрочным контрактам и спотовому рынку, на котором ведется торговля реальным товаром с немедленной поставкой.
Позиция России в отношении ратификации ДЭХ сводится к тому, что отдельные формулировки договора должны быть доработаны с учётом взаимных интересов, в том числе и ЕС.
Энергетическая стратегия России
За последние 12 лет в стране было принято три документа под названием «Энергетическая стратегия». Последняя «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» была одобрена правительством в 2003 г. Однако все они даже приблизительно не отражали перспективы развития ТЭК. Через год-два реальное развитие энергетического сектора России опровергало прогнозные оценки. На наш взгляд, одна из основных причин этого – отсутствие у правительства внятной концепции экономической стратегии и промышленной политики, в частности. В энергетических стратегиях отсутствовали ясные экономические механизмы достижения поставленных целей.
В последние 3-4 года, особенно после ареста М.Ходорковского, в России наметился новый этап взаимодействия государства и частного бизнеса в ТЭК. Происходит сворачивание политики дерегулирования и приватизации энергетического сектора, которая активно проводилась при Б.Ельцине. Наблюдается усиление централизации управления ТЭКом, увеличивается доля государственного присутствия в нефтяных компаниях и «Газпроме». С укреплением позиций государства связана реорганизация «Газпрома» и его слияние с «Роснефтью». В результате возрастает монополизированность нефтегазового сектора, сужаются возможности частного бизнеса. Это может снизить эффективность работы нефтегазового комплекса, нанести ущерб международной системе энергетической безопасности. Нахождение разумного баланса между рыночными и государственными рычагами управления – одна из ключевых задач нефтегазового бизнеса.
Новая команда, которая пришла при В.Путине к управлению страной, стремилась сохранить в своих руках мощный инструмент власти – контроль над ТЭКом. В то же время ряд нефтяных олигархов не скрывали своих амбиций диктовать свои приоритеты в развитии нефтяной промышленности. Это касалось, прежде всего, налоговой политики, идеи полной свободы иностранного инвестирования. Среди них – М. Ходорковкий намеревался использовать своё огромное личное состояние для захвата политической власти. Он финансировал избирательную компанию своих кандидатов в Думу, собирался уйти из бизнеса к 2007 г (накануне новых президентских выборов).
По мере укрепление президентской власти усиливался контроль государства над энергетическим сектором. За последние годы правовая база изменялась в таком направлении, чтобы можно было заставить руководителей частных компаний вести себя, согласуясь с общенациональными интересами.
В.Путин стремился к развитию партнёрских отношений с мировым сообществом в энергетике. Однако в последние годы это стало возможно при соблюдении одного важного условия – сохранение и усиление за государством контроля над энергетикой. Привлечение зарубежных инвестиций не должно мешать контролю государства за нефтегазовыми ресурсами страны и стратегией развития энергетики. Принципиальное расхождение между В.Путиным и большинством нефтяных олигархов относится к условиям привлечения зарубежных инвестиций. Олигархи поддерживают идею полной свободы иностранного инвестирования. В.Путин имеет другую позицию - привлечение зарубежных инвестиций не должно мешать контролю государства за нефтегазовыми ресурсами страны и стратегией развития энергетики.
С особой остротой разгорелись споры вокруг реформирования «Газпрома». Первоначально предполагалось реформировать «Газпром» путём его разукрупнения. Намечалось выделить из его состава три составляющие: добывающую, транспортирующую и продающую. В планы реформаторов предполагалось развивать конкуренцию между производителями газа и обеспечить недискриминационный доступ к трубе. Такой позиции придерживались «петербургские либералы» (Г.Греф., А.Кудрин), которые контролировали весь финансово-макроэкономический блок Кабинета министров. Подобные взгляды на либерализацию газового сектора в России разделял и Евросоюз, который пытался увязать вступление России во Всемирную торговую организацию с расчленением газовой монополии.
Однако противникам подобного реформирования, так называемым «петербургским силовикам» (И.Сечин, Н.Патрушев) удалось убедить В.Путина не расчленять «Газпром». «Силовики» выступали за усиление роли государства в экономике в целом и в нефтегазовом комплексе в частности. Реформирование «Газпрома» пошло по прямо противоположному сценарию – создание вертикально-интегрированной супермоноплии. «Газпром» «подбирает» под себя независимых производителей газа. Контролируя трубопроводную систему, «Газпром» легко вытесняет независимые газовые компании, доля которых в российской добыче газа около 15%, с рынков стран СНГ и Балтии. По ресурсам, финансовым и политическим возможностям независимые производители газа не в состоянии противостоять «Газпрому».
Россия и Содружество Независимых Государств (СНГ)
Энергоресурсы – мощный геополитический инструмент. Многое зависит от того, в чьих руках он находится. Его использование может стать важным фактором укрепления сотрудничества в рамках СНГ, а может привести к центробежным процессам. В торговле топливом со странами СНГ Россия переходит от полубартерных отношений к рыночным. Переход на цены, близкие к европейским, прекращает продолжавшееся последние годы субсидирование промышленности стран СНГ за счет средств российского бюджета. Контролируя единую трубопроводную инфраструктуру, созданную в СССР, Россия вместе со странами СНГ могла бы координировать управление этой системой, а также проводить согласованную ценовую и тарифную политику.
Переход на мировые цены на поставки российских энергоносителей в страны СНГ, на наш взгляд, не всегда оправдан в отношении всех стран Содружестсва. Так, если Россия и Белоруссия строят союзное государство – между ними могут быть преференции. Россия своим республикам и областям не продаёт энергоносители по мировым ценам. В то же время Белоруссия в ответ также должна предоставлять преференции по каким-то другим позициям. Что она и делает. Необходимо соблюдать баланс интересов. Если же говорить об Украине, то здесь - другое дело. Повышать цены надо, но нельзя резко. Иначе Россия ставит Украину в очень сложное положение.
Известно, что около 90% российского газа направляется в Европу через Украину. Ряд острых вопросов возникает в связи с несанкционированным отбором российского газа и его транзитом. «Газпром» предпринимает попытки усилить свои позиции на Украине получив в собственность хотя бы часть газопроводной системы страны. «Газпром» неоднократно предлагал украинской стороне сотрудничество в управлении газопроводами и хранилищами газа. Однако она отвечала отказом. Украина также отвергла предложение передать транзитный газопровод в эксплуатацию совместному предприятию с участием «Газпрома».
В рамках другого регионального объединения на постсоветском пространстве - ЕврАзЭс –сотрудничество в энергетике направлено на осуществление согласованных действий, нацеленных на создание единого энергетического пространства, реализацию совместных инвестиционных проектов в энергетике, сближение национальных законодательств и преодоление барьеров на пути взаимовыгодного сотрудничества. Необходимость в единой системе регулирования отношений в энергетическом секторе возрастает в связи с развитием процессов приватизации и акционирования, формирования разных форм собственности и бизнеса.
Постсоветские страны играют важную роль в энергетической политике ЕС и США. Так, США объявили страны с богатыми месторождениями нефти и газа, в том числе вблизи границ России, зоной своих интересов и поддерживают там высокую активность своих компаний, что представляет собой риски энергобезопасности России. Этому Россия может противопоставить стратегию энергетического сдерживания, которая предусматривает защиту своих интересов как на экономическом, дипломатическом и политическом уровне. Для повышения своей энергетической безопасности Евросоюз стремится инициировать энергетический диалог со странами СНГ, особое место в котором занимает повышение надежности, безопасности и пропускной способности газотранспортной системы Украины. Большое внимание уделяется реализации договора Энергетической хартии, а также разработке транзитного протокола к ней.
Стремление Евросоюза начать энергетический диалог со странами СНГ для формирования газотранспортных коридоров в обход России можно нейтрализовать, включив в повестку дня энергодиалога Россия — ЕС создание единого рынка газа и системы его транспортировки в странах СНГ. Ответом на стратегию ЕС по диверсификации источников импортного газа может стать российская стратегия последовательного увеличения экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион и США.
В связи с экспансией Запада в регионе СНГ, России необходимо заявить о своих «нефтегазовых» интересах на постсоветском пространстве и о возможности совместного участия «Газпрома» в разработке и реализации проектов в странах СНГ. Укреплению позиций в СНГ способствовало бы более активная деятельность российского энергетического бизнеса, покупка им энергоактивов, участие в разработке месторождений и создании транспортной инфраструктуры нефтегазовой отрасли региона.
Как Вы оцениваете эту статью?
Отправитель
Отправьте Ваши комментарии