Публикация литературно-исследовательской работы Светланы Моисеевой «Моё любимое село Левжа", выполненной на базе семейного архива семьи Антоновых-Моисеевых с.Левжа Рузаевского района Республики Мордовия, материалов Госархива Пензенской обл.
|
|
Рейтинг: 48 пользователей оценили эту статью
Отправлена: admin,
в 10/10/2013,
в категорию "Новости общественной жизни"
эта статья была просмотрена 69280 раз
Краткое содержание:
Очерк (с иллюстрациями) Светланы Моисеевой «Моё любимое село Левжа» можно назвать как литературной, так и исследовательской работой юного автора. Работа выполнена на базе семейного архива семьи Антоновых-Моисеевых с. Левжа Рузаевского района Республики Мордовия, материалов Госархива Пензенской области.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Моё любимое село Левжа»
(Мне близок сердцу каждый уголок.)
Работа выполнена на базе семейного архива семьи Антоновых-Моисеевых с. Левжа Рузаевского района Республики Мордовия, материалов Госархива Пензенской области.
Моисеева Светлана Андреевна : член кружка по краеведению МУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня»
Научный руководитель кружка: Ивлиева Елена Борисовна
2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….…3
1 Старинное мордовское село – Левжа………………………………………………………..4
2.1 Колхоз «1 мая» Левженского сельского совета Рузаевского
района Мордовской АССР………………………………………………………………...5
2.2 Мордовская музыкальная культура. Антонова А. Т.- исполнительница народных песен с. Левжа, Рузаевского района, РМ--------------------------------------------------------------------- 6
2.3 Знаменитые люди села Левжа…………………………………………………………….7
2.4«Пайгонят» (Колокольчики) – Левженской СОШ…………………………………… 8
Заключение……………………………………………………………………………………..9
Список использованной литературы………………………………………………………....11
Приложение…………………………………………………………………………………....12
Введение
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…
А. Пушкин
Актуальность темы исследования. Наш край с незапамятных времен назывался мордовским по имени народа, населяющего его. Сегодня на этой территории мордва живет в добром соседстве с русскими и татарами. Их судьбы неразрывно связаны с данной территорией. На протяжении долгого времени эти народы совместно жили и трудились, а когда нападал враг, сообща защищали свою родину от завоевателей. Каждый из нас причастен к мировой истории и культуре, к всеобщему делу всего человечества, родного народа, предков, семьи.
С чего начинается отчий край, малая родина? Она начинается с родного дома, родного языка, колыбельной песни матери, с того, чем жили прадеды и деды и что нашло отражение в истории и культуре. Родная земля – живительный источник одного из самых чистых и светлых чувств человека – патриотизма.
Все мы родом из детства, из семьи. Здесь нас больше всего понимают, знают и ценят. С чего начинается семья и нам чем она стоит? На любви, уважении, взаимопомощи, на общей ответственности друг за друга. Поколения дедов и отцов помогают младшим – поколению детей – вырасти, получить образование, подготовиться к самостоятельной жизни. И в русских, и в мордовских, и в татарских семьях детям с малолетства прививаются послушание, почтительное отношение к родителям, уважение, внимание и чуткость к старшим. Воспитываются и высоко ценятся качества, которые помогут стать в жизни счастливыми – трудолюбие, честность, справедливость, скромность, смелость. Жизнь требует, чтобы потом, став отцами, молодое поколение ответило добром на добро и взяло на себя заботу о слабых – своих детях, ушедших на пенсию родителях и дедах.
Каждый из нас – это звено в общей цепи поколений, связанных кровным родством и происходящих от родного праотца, родоначальника. Человек всегда интересовался своими родословными корнями. Это объясняется не только любознательностью, желанием знать историю своего рода, но и тем, что происхождение человека его положение в обществе, степень его прав и свободу.
Наша работа позволит проследить этапы развития мордовского края, разобраться в особенностях его хозяйства и культуры. Вместе с тем представленный материал заставит задуматься над трудной и уникальной судьбой мордовского края. Без знания прошлого не увидишь будущего. Любите свою родную землю! Сохраняйте память о предках!
Целью исследовательской работы является повышение авторитета семьи, укрепление семейных традиций, развитие интереса школьников к исследовательской работе; воспитание у подростков бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям (историческому, культурному и природному наследию), чувства глубокого патриотизма и гордости за свою страну.
Задачами исследования являются:
- раскрытие творческого потенциала ребенка;
- формирование чувства патриотизма (гражданственности) через показ положительных качеств представителей рода;
- воспитание чувства добра, справедливости, сопереживания у подрастающего поколения;
- формирование конструктивного мышления и позитивного мироощущения у подрастающего поколения;
- воспитание любви к большой и малой Родине и чувства национальной гордости.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной работы является род Антоновых в истории. Предмет исследования – преемственность поколений и их основные характеристики и особенности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод познания действительности. В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, к которым, прежде всего, следует отнести формально – логические методы (анализ, синтез, аналогия).
Метод системного анализа лег в основу исследования преемственности поколений и был применен в описании характеристик и особенностей.
Метод формально – правовой лег в основу изучения основных документов по указанной проблематике: архивные материалы, газетные вырезки, протоколы собраний.
2 Старинное мордовское село – Левжа
Левжа
Мое любимое село, Тобою я горжусь. Мне очень крупно повезло, Что здесь я нахожусь.
Люблю я вечером гулять По улицам твоим, Мордовским воздухом дышать И наслаждаться им.
Твои просторы широки: Леса, поля, пруды, Хлеба густы и высоки, Цветущие сады,
Луга бескрайние кругом, Чудесные цветы. Здесь также мой родимый дом, Источник доброты.
К тому же здесь моя семья: Родители и брат, Которых обожаю я -Мой самый ценный клад!
Всегда поддержат и поймут, Вниманье уделят, Совет разумный мне дадут, Взгрустнешь - развеселят.
Я Левжу милую свою Как Родину люблю, Ей песни славные спою И сердце подарю.
Любовь Антонова
Слева по дороге Рузаевка – Саранск в 7 км от райцентра расположено старинное, утопающее в садах село Левжа. Есть такое слово «Левож», что в переводе на русский язык «мочало». Издавна здесь занимались производством мочала, так как село располагалось в местности произрастания липы. Научное объяснение происхождения слова «Левжа» следующее: на месте будущего села было болото, заросшее осотом, по-мордовски осот «шяй», болото – «лебонь». Это означает «лебоньшяй», слово «лебоньжяй» было упрощено самими жителями в слово «левож», «левжа».
Другое толкование дается в «Топонимическом словаре Мордовии» И. К. Инжеватова, известного мордовского литературоведа. Левжа – мокшанское село, находится на речках Тарханка и Левжа. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» 1869 года Левжа – «Богдашкина» – село казенное из 141 двора Саранского уезда. В основе названия мокша – мордовское слово «левож» – «мочало». В названии села отражается производственная деятельность жителей: здесь был развит промысел по заготовке липового лубка и изготовление из него мочала. Второе название (Богдашкина) лично-именного происхождения: оно связано с именем из первопоселенцев, основателей населенного пункта ( см. Приложение №1)
Основание села Левжа относится примерно к XVII веку. Бывшее месторасположение села находилось около двух километров от современного. Об этом свидетельствует название местности, где было кладбище – «калма-ляй» – «кладбищенская речка» и заметные холмики от могил. Из поколения в поколение рассказывали, что хоронили в гробах выдолбленных из цельного дерева.
Что побудило крестьян сняться с насиженных мест и построить свои дома на новом месте? Бедствие, постигшее все село или другая причина это уже остается загадкой. Но некоторое время захоронения на то место продолжались и прекратились из-за разлива каждой весной речки Тарханка, которая препятствовала похоронам. Было основано другое кладбище, которое до сегодняшнего времени не сохранилось. Оно занято огородами сегодняшних жителей.
Шло время, менялось место жительства, но неизменным оставались основные хозяйственные занятия. Это земледелие и животноводство.
Престольный праздник в селе Левжа 19 декабря Николая Чудотворца. Готовятся угощения, но постные, соблюдается Рождественский пост. Целую неделю приглашают друг друга в гости. Родственники с соседних сел приезжают поздравить с этим праздником.
Похоронный обряд во многом схож с русским похоронным обрядом, но имеет и свои отличительные особенности. На похороны, изготовление креста, копка могилы, люди идут без приглашения, сами же спрашивают чем помочь. Женщины несут поминальную пищу, мужчины обязательно берут с собой спиртные напитки, редко кто приходит с пустыми руками. Своеобразно поминание сорока дней. Из близких друзей или родственников умершего выбирают «посаженных» (васта озайхть), за столом они сидят на самом видном месте, как будто сам умерший находится с ними, после окончания поминок их выгоняют из дома ветками в сторону кладбища, поговаривая, чтобы умерший ушел и не тревожил живых родных.
В засушливое лето в селе собирался «крестный ход» и верующий люд с иконами шел к роднику и совершал молебен, прося у Бога дождя. Каждая улица имела свой родник.
2.1 Колхоз «1 мая» Левженского сельского совета Рузаевского района Мордовской АССР
Как свидетельствуют документы (Фонд архива РМ - Ф-2616) Колхоз «1 мая» Левженского сельского совета Рузаевского района Мордовской АССР. Опись №1 за 1950-60 г.г. В 1930 году на основании общего собрания крестьян села Левжа, Левженского сельского совета был организован колхоз «1мая», который просуществовал до 1960 года.
Веками мечтали мордовские крестьяне нашего села о земле, о своем хлебе, но землей владели цари и помещики. Ленинский декрет о земле сделал эту мечту явью. После революции каждая семья работала на своем клочке земли, сама на себя. 5 января 1930 года вышло постановление партии о коллективизации сельского хозяйства.
На общие собрания села собирались почти все жители – от мала до велика. Женщины садились на передние ряды, а мужчины – сзади. Основным вопросом собрания был: «Как будем жить в колхозе?». Одни жители в один голос кричали: «Не пойдем в колхоз». Другие желали вступить в колхоз, но они побаивались своих сельчан. На селе была круговая порука: «Не вступать и все». На собрании обычно ставился вопрос: «Кто желает вступить в колхоз? Поднимите руки». Никто. Потом задавался второй вопрос: «Кто против колхоза? Поднимите руки». Тоже никто. Собрание закрывалось, и все присутствующие считались колхозниками.
Из воспоминаний первого колхозника Колхоза «1мая» Кузьмина Степана Прокопьевича. Здесь следует обратить внимание на следующий документ (Фонд архива РМ – Ф – 155).
Протокол № 8
Заседание сельского исполкома Левженского сельского совета, состоявшегося 17 сентября 1942 г.
Присутствовало 5 человек
Повестка дня
1. О возбуждении комиссии по сбору теплых вещей для Красной Армии.
2. О ходе выполнения сдачи плана.
3. О ходе уборки хлебов и о подготовке к озимому севу.
В комиссии был Кузьмин Степан Прокопьевич-первый колхозник Колхоза «1мая».
Антонов Иван Игнатьевич –мой прадед, тоже был колхозником «1 мая». Семья была очень большая, жилось трудно и бедно. Они вынуждены были батрачить у сельских богатеев, чтобы прокормить свою семью. Сельские жители стали соединять свои клочки земли в большое колхозное поле и образовывались первые колхозы.
В селе Левжа Рузаевского района 22 апреля 1958 года было общее собрание колхозников Колхоза «1 мая», где обсуждались вопросы: социальные обязательства колхозников, образование МТС, АЗС и совхозов по Мордовской АССР, передача церкви под школу (см. Приложение №3).
Колхоз «1 мая» просуществовал до 1960 года. А в 1960 году произошло объединение колхозов: «1 мая», «27 РККА», «им. Черняховского» и «Од веле» в одну сельскохозяйственную артель (см. Приложение №4).
2.2 Мордовская музыкальная культура. Антонова А.Т. – исполнительница народных песен с. Левжа, Рузаевского района, РМ
«Антонова Агриппина Тимофеевна родилась 21 августа 1910г. в с. Левжа
Рузаевского р-на РМ, умерла 4 окт. 1995, похоронена там же. Традиционная исполнительница народных песен, сказительница, запевала,
она обладала красивым тембром голоса (низкого), знала огромное количество произведений мокшанского и русского фольклора, а также сама сочиняла песни, прибаутки, частушки и мордовские сказки. От неё и с её участием в качестве запевалы записано более 100 произведений различных жанров мокшанского фольклора: песни земледельческого календаря, семейно-обрядовые, круговые, неприуроченные лирические и эпические.
Агриппина Тимофеевна столь же хорошо знала произведения одиночной формы интонирования: песни свахи, колыбельные, детские потешки, свадебные, похоронные и рекрутские плачи. Часто она приглашалась в качестве исполнительницы роли свахи на свадьбы, вопленицы - на погребальные и поминальные обряды.
Первые слуховые записи песен от Агриппины Тимофеевны были сделаны в 1954 году учёным-этнографом Л. С Кавтаськиным.
В 1973-89гг. певица одиночно и в ансамбле неоднократно записывалась на магнитофонную плёнку Н.И. и Л.Б. Бояркиными, которые частично опубликовывали эти записи в своих нотациях в антологии «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (Саранск 1981. Т.1; 1984. Т.2). По поручению МНИИЯЛИЭ в 80-е годы репертуар Агриппины Тимофеевны на магнитофонную плёнку в одиночном исполнении был записан И. Ф. Чумаковым и Т. Н. Девяткиной, которые расшифровали поэтические тексты, Бояркиными были транскрибированы напевы. Одноголосная версия мифологической песни «Васальге», записанная от Агриппины явилась предметом специального исследования.( Бояркин Н. И., Кавтаськин Л. С. Об устно-поэтических и фольклорно-музыкальных истоках мордовского народного эпоса// Вопросы финно-угорского фольклора: Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1974. Вып.50)» - из книги «Мордовская музыкальная энциклопедия » под общей редакцией Н. И. Бояркина – Саранск, Мордовское книжное издательство, 2011 г, стр. 15.)
Левженцы, жители моего села- певучий и музыкальный народ. И эта музыкальность свойственна только моему левженскому народу, где возобладала непреодолимая музыкальная наследственность. Мысль рассказать о моей малой Родине, о её удивительных людях (а для меня это прабабушка Антонова А. Т.) родилась давно. Эта возможность появилась сегодня, когда я узнала о проведении конкурса «Национальный герой моего народа»
2.5 Знаменитые люди села Левжа
Талантом необязательно родиться в столицах. Из нашего села вышло много талантов и не собирается оскудевать. И мне хочется немного остановиться на духовных корнях нашего села. А оно богато знаменитыми людьми:
Мария Николаевна Антонова – народная артистка России и Мордовии, моя дальняя родственница.
Мария Николаевна Антонова родилась 24 августа 1926 года в старинном мокшанском селе Левжа. Родители — крестьяне, любившие петь и имевшие хорошие голоса. Песни в доме Антоновых звучали не только в праздничные дни, но и в будни. Да и многие левженцы исстари славились песнями.
С первых дней учебы в Левженской школе учителя обратили внимание на смуглолицую миловидную девчонку с приятным голоском. Конечно же, ее привлекали к участию в школьной художественной самодеятельности. Педагоги не только хвалили ее, но и советовали после окончания средней школы поступить в музыкальное училище, а еще лучше — в консерваторию. Все были уверены, что ее обязательно примут. Получив в 1943 году аттестат зрелости, юная Мария решила попытать счастья — поступить в Саратовскую консерваторию имени Л.В. Собинова. И поступила. Вернулась Мария Антонова в Мордовию. В июле 1945 года ее приняли солисткой в Мордовский ансамбль песни и пляски, затем она работала в Государственной филармонии республики. В составе концертных бригад Мария Антонова выезжала в города, районы и села республики. И всюду ее встречали очень тепло. А потом был Всемирный фестиваль, и к певице пришел большой успех. Явившись миру в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве со мордовской народной песней «Умарина», она засияла как звезда, влюбив в себя и в свои песни представителей всего мира. Ее действительно можно назвать звездной, любимой, народной. В Саранск она вернулась с золотыми медалями, и после этого успех уже никогда не покидал певицу.
Вскоре она стала заслуженной артисткой Мордовии, а в 1960 году — и России. В августе 1969 года Мария Николаевна Антонова была удостоена звания народной артистки МАССР, а полтора года спустя — народной артистки Российской Федерации.
Свою артистическую деятельность М.Н. Антонова начинала с исполнения народных песен — русских и мордовских. Со временем ее репертуар расширялся и обновлялся. Так же задушевно, как и народные песни, она исполняет и классику. Люди затаив дыхание слушают в ее исполнении «Утро туманное» на стихи И. Тургенева, «Благодарность» и «Портрет» на слова М. Лермонтова, «Темно-вишневую шаль», «Напоминание» и многое другое.
Возраст у Марии Николаевны Антоновой - пенсионный. Но это не мешает ей радовать своим пением любителей ее творчества.
Велики заслуги певицы перед своим народом. И они по достоинству оценены. Она не только обладательница ряда почетных званий. В 1967 году ее наградили орденом «Знак Почета», а в 1986 году — орденом Дружбы народов. В 1987 году ее имя занесено в Книгу трудовой доблести и героизма Мордовской АССР. А в 2000 году ей присвоено звание почетного гражданина Республики Мордовия. А еще она — лауреат Государственной премии Мордовии (см. Приложение №9).
Николай Иванович Учватов – журналист, поэт, прозаик, член союза писателей СССР, мой дальний родственник.
Родился в селе Левжа Рузаевского района в 1935 году 1 января. У него было голодное военное детство. Будущий поэт учился в Левженской семилетней школе, затем продолжил учебу в железнодорожной школе №15 г. Рузаевка. В 1954 году он поступает учиться на физико-математический факультет МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Во время учебы в пединституте он знакомиться с известными писателями: С.Ларионовым, А. Тяпаевым, М. Бебаном, А. Малькиным и др. После окончания педиститута он начитает работать в журнале «Мокша» и газете «Мокшень правда». Потом учиться в Москве на отделении журналистики (Высшая партийная школа ЦК КПСС).
Н.И. Учватовым написаны произведения: «Павазонь тяште» повесть 1969 год. Тема рабочего класса в Мордовии. «Пангонь пиземня» («Грибной дождик») 1972 год. Сборник детских стихов. Повести: «Салама», «Вешендема», «Алят». «Сюра мархта шяйтан» - фантастическая повесть. Первый из мордовских писателей, кто начал писать в жанре фантастики. «Маркуз и Лундан» - историко-приключеская повесть. Жизнь мордвы до нашествия монголо-татар 12-13 вв.
Н.И. Учватов более 10 лет работал редактором газеты «Мокшень правда». Член Союза писателей и журналистов СССР. Депутат Саранского городского Совета. Заслуженный работник культуры МАССР (см. Приложение №9).
Юлия Петровна Учватова – Лауреат конкурса «Голоса России», моя дальняя родственница. Заслуженная артистка России. Закончила Московскую консерваторию, работала в ансамбле Людмилы Зыкиной.
2.6 «Пайгонят» (Колокольчики) - Левженской СОШ
…Не нужно мне земли иной
В моей груди мой край родной –
Мордовия моя.
Человеку трудно жить без любви, надежных друзей, но, по-моему, все-таки главное в жизни – быть полезным для своего народа, сохранять те обычаи и традиции, которые очень дороги для каждого из нас. Ведь так важно в любом возрасте чувствовать себя нужным людям.
Я родилась и живу в Мордовии – прекрасном уголке России. Многие мои ровесники мечтают попасть в прекрасные уголки мира. Да, в мире много того, что вызывает восхищение, но совсем не нужно ставить перед собой цель – посмотреть все это. Стоит лишь оглянуться вокруг, и увидишь красоту своей Родины. Красота Мордовии скромна так же, как картины И. И. Левитана. Но ясным морозным утром, когда искрятся на солнце застывшие в безмолвии снежные волны, и теплым майским вечером, когда белым облаком покрываются в садах яблони и вишни, и солнечным июньским днем, когда воздух густо напоен ароматом лесной ягоды и свежескошенного сена – в любое время года, в любую погоду прекрасна, светла страна моего детства и юности – Мордовия.
В раннем детстве наша улица была для меня целым миром, полным тайн и волшебства, где каждую минуту происходило что-то удивительное и прекрасное. Я помню, как выходила гулять. Чаще всего мне нравилось сидеть на лавочке под развесистыми густыми ивами и играть в какую-нибудь игру. Я строила дома, пела песни, готовила национальные волшебные блюда. Именно волшебные, потому что в этом зеленом царстве тихонько перешептывающихся листьев и ветвей все было сказочным. Я искренне верила, что построенные мною дома были дворцами, а растения, из которых я готовила блюда, обладали удивительными свойствами: исцеляли от болезней, дарили бессмертие, учили петь, учили читать мысли.
Я горжусь историей моего родного края! Его прошлое, настоящее и будущее – в людях и в их делах. Именно здесь родился знаменитый русский флотоводец Ф. Ушаков, композитор А.П. Кирюков, скульптор С. Эрьзя. А кто не слышал голос народной артистки России и Мордовии Марии Николаевны Антоновой?!
Впервые мне удалось увидеть Марию Николаевну на сцене родного сельского клуба, где от ее пения, от чудного голоса даже стены замирали.
Я, Светлана Моисеева ученица 10 класса, являюсь участницей фольклорного ансамбля «Пайгонят». Наш ансамбль является лауреатом муниципальных, республиканских и международных фестивалей. Он – гордость нашей школы, нашего села и муниципального района.
Мне вспоминается юбилейный вечер, посвященный творчеству Антоновой. Проходил он у нас в клубе. Мы со своим ансамблем «Пайгонят» приветствовали и поздравляли с юбилеем нашу любимую землячку. Она стояла на сцене и в руках держала диск со своими песнями. Помните, как в романе Л. Толстова, Наташа Ростова на балу загадала желание… Так и я в этот вечер загадала желание: если Мария Николаевна подарит мне диск, то я, как и она, посвящу всю свою жизнь сохранению мордовских песен, языка и народных традиций. Моя мечта осуществилась.… С тех пор Мария Антонова для меня – маяк для осуществления моих целей. Я помню, что после этого «события» я не спала всю ночь: думала о своем будущем, строила планы, вновь и вновь возвращалась к тому моменту, когда во мне зародилось желание быть полезной людям.
Заключение
Наша исследовательская работа восстанавливает связь времен, преемственность поколений, не допускает забвения семейных традиций и обычаев, вырабатывает убеждение, что основа всего – родительский дом.
Я думаю, каждый родитель в процессе воспитания ребенка ставит перед собой множество задач: создание максимально благоприятных условий для его роста и развития, обеспечение психологической поддержки и защиты личности, сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Жизнь каждого человека начинается с семьи, в ней происходит его формирование как личности и гражданина. Семья – источник любви и уважения, хранительница человеческих ценностей, традиций и исторической преемственности поколений.
Значение рода Антоновых-Моисеевых для меня, как продолжательнице этого рода, непреходяще, т.к. в нем органически связаны мои думы о Родине, разных поколениях, непрерывающейся связи времен. И все они (прадед Иван, дед Владимир, прабабушка Агриппина) все годы пожили «в ожидании завтрашнего дня». Это чувство близко и понятно мне. Я ученица 10 класса тоже, как и они, живу в ожидании чего-то необыкновенного и прекрасного: любви, утверждения себя как личности, счастья.
На протяжении всей исследовательской работы, раскрывающей о нашей славной мордовской и российской истории, которую надо знать и гордиться, у которой необходимо учиться стойкости и мужеству, профессионализму и ответственности перед потомками за деяния свои. Недаром замечательный поэт Ф.И. Тютчев писал:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Список использованной литературы
1 Абрамов В.К. Мордовский народ. – Саранск: Мордовское книжное издательство. – 1996.
2 Ануфриева Н.А. Родиноведение. – Саранск: Мордовское книжное издательство. – 1997.
3. Барычева О. Вчера и сегодня мордовского села (с. Левжа) // Заря коммунизма. – 1970. – №2.
Воронин И.Д. История сел и городов Мордовии. Очерки и статьи. – Саранск: Мордовское книжное издательство, - 1957.
4. Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. - Саранск: Мордовское книжное издательство, - 1987.
6. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, - 1993.
7. Мокшин Н.Ф. Материальная культура мордвы. Этнографический справочник. – Саранск: Мордовское книжное издательство, - 2002.
8. Е.Г. Земля моя, Мордовия. - Саранск: Мордовское книжное издательство, - 1976.
9.. Чичаев И.А. Незабываемые годы. – Саранск: Мордовское книжное издательство, - 1976.
10. «Мордовская музыкальная энциклопедия » под общей редакцией Н. И. Бояркина – Саранск, Мордовское книжное издательство, 2011 г, стр. 15.
Приложение
В данном приложении использованы фонды Мордовского республиканского краеведческого музея, фотоснимки из архива школьного музея, (Портфолио Моисеевой Светланы)
Приложение №7
Приложение №8
Агриппина Тимофеевна Антонова со своей старшей снохой Валентиной Антоновой и свахой Марией Верьгасовой.
Моя прабабушка Антонова Агриппина Тимофеевна с бабушкой Валентиной и тётей Ульяной.
Поздравления директора школы с Днём Учителя, 2012 год. ( Я, Моисеева Светлана, со своим классом)
Антонова Агриппина Тимофеевна
Инсценировка пьесы А. С. Пушкина «Граф Нулин» Я в роли Натальи Павловны (барыни). Театральное представление в МУ ДОД «Тяштеня» г. Рузаевка
Делегация от МБОУ «Левженская СОШ» на «Зимних забавах 2013», которые были организованы «Молодёжным центром г.Рузаевка»
Как Вы оцениваете эту статью?
Отправитель
Отправьте Ваши комментарии