Владимир Волошин: Методологические подходы к разработке энергетической стратегии России
Рейтинг: 3 пользователей оценили эту статью Средняя оценка: 5.0
Отправлена: admin, в 03/04/2014, в категорию "Дискуссии и полемика "
эта статья была просмотрена 59211 раз
Краткое содержание: (тезисы выступления зав. сектором энергетической политики Института экономики РАН д.э.н. проф. В.И. Волошина на XI Московском международномэнергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» (ММЭФ-2013)

Методологические подходы к разработке энергетической стратегии России
(тезисы выступления зав. сектором энергетической политики Института экономики РАН д.э.н. проф. В.И. Волошина на XI Московском международномэнергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» (ММЭФ-2013)
       При разработке энергетической стратегии России необходимо обратить внимание на следующие вопросы.
       В прогнозах надо уйти от чрезмерной рациональности и экономизма мотиваций и стимулов, от конфронтации социально-экономических отношений, ориентироваться на социальное согласие в обществе. В основе прогнозов должно лежать новое качество экономического роста, которое предполагает не просто увеличение ВВП, а развитие всей системы, структурную перестройку экономики. Одно дело, когда рост ВВП обеспечивается за счёт взлёта цен на энергоносители, другое – за счёт структурных преобразований в экономике. Важно, чтобы критерием экономического развития выступал не ВВП, а максимизация общественной выгоды. В этом показателе необходимо учитывать   разрыв в уровне благосостояния населения, который возрастает, падение уровня образования, здравоохранения и т.д. Принципиальной и главной задачей правительства является обеспечение достатка, стабильности, безопасности и устойчивого процветания для всех жителей страны.
       Усилить «единство» или централизованность принятия стратегических решений. Это необходимо, поскольку существует несовпадение частной и общественной выгоды. Наряду с общественными интересами     действуют влиятельные противоборствующие силы – интересы корпораций, получение ими максимальной прибыли за счёт максимизации общественной выгоды. Существует и другая сторона вопроса. Бизнес прежде всего нацелен на то, чтобы получить максимальный эффект за короткое время. При этом не всегда учитываются потери, которые могут появиться в будущем. Такой подход не даёт возможность сформировать целостную картину экономики, разработать чёткие и понятные правила игры», иметь стратегию социально-экономического развития и вытекающую из неё энергетическую стратегию. В результате возрастает вероятность принятия противоречивых непоследовательных решений. Сегодня существует видимость централизованного управления. Промышленные министерства в Центре разрабатывают долгосрочные (на 10-20 лет) «стратегические» развития отраслей, регионов и крупных корпораций. На деле же ключевые решения принимаются на уровне корпораций. Все предыдущие энергетические стратегии не стали настольной книгой для руководителей компаний.
       Существуют также конфликты внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Государство должно создавать условия, чтобы и будущие поколения имели возможность обеспечить себя достаточным количеством энергии. Для этого надо развивать фундаментальную науку, работать над созданием новых источников энергии.
         Государства у нас много, оно обильное, но оно слабое. Причины: недостаточная эффективность (недееспособность) институтов;  тактические управленческие решения принимаются на самом верху, и вся система становится неповоротливой. Передача полномочий на более низкий уровень. Необходимо научиться согласовывать интересы (корпоративные, региональные) с точки зрения максимизации общественной выгоды.
       Надо различать роль государства в регулировании (установлении правил) и долю государства в хозяйстве. Роль государства в регулировании должна расти. Это даст возможность возродить систему стратегического планирования и прогнозирования, что с успехом реализуется в США, Японии, Великобритании. Там проводится активная промышленная и научно-техническая политика. Система, где слабое государство, не способна ни к стратегическому видению, ни к стратегическому поведению. Отсюда в реальности горизонт планирования может быть только коротким, хотя развитие ТЭК требует долгосрочного видения (капиталоёмкий, инерционный). Энергетические стратегии целесообразно поднять до уровня президентских программ.
При разработке энергетической стратегии важным средством её реализации могут стать крупные проекты. Ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости ТЭК, главная цель проектов - не максимальная прибыль, а создание условий для развития всей экономики. Важная роль в их реализации может принадлежать государству, использоваться механизмы государственно-частного партнёрства. При этом надо понимать, что проект – это чётко разработанный сетевой график, сопровождающийся договорами. За их невыполнение – штрафы.
       В российской экономике присутствует серьёзный внутренний дефект, препятствующий её переходу к новому типу экономического роста. Суть его в том, что эгоизм бизнеса преобладает над интересами общества. Государству пока не удаётся создать механизмы, обеспечивающие развитие ТЭК в контексте максимизации общественной выгоды. Это фундаментальный недостаток, из которого вытекают системные пороки.


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Name:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса