Технологии 21 века проникают в сельское хозяйство быстро. Однако большинство людей уверены: земля обрабатывается сохами и лопатами, а тракторист - необразованный и неухоженный житель глухой деревни. О том, можно ли изменить представление, рассказал руководитель направления стратегий дизайнерской компании «Студия Артемия Лебедева», участник Российского агротехнического форума Алексей Слукин.
Алексей, чем для вас, как стратега в маркетинге, привлекательна сельскохозяйственная отрасль?
Сельское хозяйство покрыто огромным слоем стереотипов и негативных образов. Для многих типичный аграрий – это тракторист в грязном ватнике и резиновых сапогах на старом «кировце». На самом деле современные сельхозпроизводители используют в работе беспилотные системы, оцифровку данных, цифровых двойников, многочисленные датчики и системы контроля. У комбайнеров внутри кабины постелен ковер и стоят чистые тапочки. Формируется концепция «умное село». Отрасль высокотехнологична, динамично развивается. Ей нужны кадры с высоким уровнем знаний и навыков. Работать в поле или на производстве сельхозтехники и комплектующих престижно, как и в офисе. И это должны видеть и знать люди. Формирование современного рекламного образа важно в масштабах страны. От развития сельскохозяйственной отрасли зависит продовольственная безопасность.
Отрасли нужен единый бренд?
Каждая компания должна обладать уникальным набором ценностных характеристик и представлений. Так она сможет конкурировать с другими игроками на рынке. Если же мы попробуем создать единую ассоциацию для всех сельскохозяйственных компаний, то рискуем остановить их развитие. Отрасли нужна стратегия и основная идея, и не абстрактная, а конкретная.
Каким вы видите идеологический образ современного сельхозмашиностроения и сельхозтехники?
Идея, бренд, дизайн формируют бытие и определяют сознание. Надо делать не только удобные, но и красивые вещи. Сельскохозяйственная техника должна быть привлекательной для людей, чтобы на ней хотелось работать. Так мы создали промышленный дизайн самоходного опрыскивателя. Получился успешный кейс. Современно выглядят и комбайны от «Ростсельмаш».
В России идет поиск самоидентичности. Мы долгие годы опирались на западную культуру, пытались подражать. Теперь поняли, что это не обязательно, а порой и подлежит критике. Теперь ищем самобытную культуру, как в начале 20 века Александр Родченко и Владимир Маяковский.
Что-то новое создаётся с помощью переосмысления прошлого опыта. Важно не использовать то, что было 100, 200 лет назад, а найти схожие черты и формы, которые повторяются на протяжении столетий. Так новый «кировец» выглядит технологично и современно. При этом если поставить его рядом с предшественником, то увидим всё тот же трактор. Разработчикам удалось создать узнаваемый образ.
Маркетологи и PR-специалисты объединяются в союзы для создания и продвижения общей стратегии и интересов отрасли. Как вы относитесь к тренду?
Достойная идея, за которой последуют многие, создаётся вместе. Возможно, что это будет идея продовольственной безопасности страны или желание кушать вкусную, свежую и сочную продукцию, для получения которой производители делают современную технику. Здесь нужно думать на шаг вперед. Определиться с целью о недостижимом светлом будущем, чтобы процесс стремления к ней стал бесконечным.
Постепенно на тематических форумах и конгрессах идеология кристаллизуется в манифест отраслевого союза. С ним станет проще запускать бизнес-процессы и находить перспективные коммерческие проекты.
Что вы хотите получить от участия в Российском агротехническом форуме?
Банкинг, ИТ-сфера у всех на слуху. Они развиты и понятны. Сельское хозяйство с многовековой историей пока остаётся в тени. Важно понять, что происходит в отрасли, и попробовать донести до сельскохозяйственных машиностроителей ценность дизайна и идеи. Чтобы маленький мальчик, который живёт в деревне или приехал к бабушке в гости, увидел в поле современную технику, и в его сердце зародилась мечта – управлять ей.
На РАФ-2023 состоится честное обсуждение проблем и поиск путей их решения.
Участие и регистрация по ссылке, также активируйте чат-бота в Телеграм и будьте в курсе последних новостей РАФ!